четверг, 3 мая 2018 г.

Отчуждение любви. Как искусственный интеллект будет решать, на ком жениться

На ежегодной конференции Фейсбук Марк Цукерберг объявил о том, что в скором времени социальная сеть запустит свой сервис знакомств. "В Фейсбуке 200 миллионов человек называют себя одинокими, и с этим точно можно что-то сделать", - заинтриговал Цукерберг. Он отметил, что Фейсбук будет стремиться создавать долгосрочные серьезные отношения (в противовес Тиндеру, где знакомства часто всего лишь на одну ночь). Рекомендации одиноким людям Фейсбук будет выдавать на основании их общих интересов. Чем больше у людей общих увлечений, тем выше будет вероятность того, что они будут интересны друг другу.
С одной стороны, инициатива Цукерберга, как и большинство его инициатив, выглядит очень интригующе. Что может быть лучше человека, разделяющего с тобой твои интересы и увлечения, имеющего схожий взгляд на мир? С другой стороны, после речи Цукерберга возникает ощущение того, что теперь и сфера романтических отношений уходит из нашего прямого контроля, и задача выбора партнера делегируется искусственному интеллекту. Ведь как, по нашему предположению, будет работать сервис? Каждый из нас проводит огромное количество времени в интернете, в том числе и в социальных сетях, и оставляет массу "цифровых следов" (digital traces). Тут кто-то лайкает видео, тут напишет комментарий... Вся эта информация никуда не исчезает, она аккумулируется  и хранится в Фейсбуке и Гугл. Поисковик и социальная сеть знают когда вы встаете, какими аппаратами вы пользуетесь, что вам интересно, каковы ваши маршруты передвижения. И, на основании имеющихся массивов информации о вас и о других пользователях, информационные сервисы могут делать определенные выводы с применением методик искусственного интеллекта, обычно речь идет о машинном обучении.  Вспоминается одна из серий нашумевшего сериала "Черное зеркало", который очень точно описывает возможные результаты от сегодняшнего технологического прогресса. В этой серии некий алгоритм подбирает идеальных партнеров для всех. Этот выбор нельзя отменить, алгоритму нужно какое-то время, чтобы научиться и подобрать идеального партнера. Это значит, что человеку нужно пройти через несколько удачных или неудачных свиданий и отношений, прежде чем алгоритм обучится и подберет идеальную половинку на основе общих увлечений, интересов, переживаний. В одной сцене партнеры разговаривают о прелестях такой жизни: "Как прекрасно, что больше не нужно ничего делать, искать партнеров самим! Не представляю, как это было в прошлом - нужно было самим знакомиться, организовывать свидания, думать об интересах другого...".



Самый просто пример, и уже даже хрестоматийный пример того, как работают алгоритмы Фейсбука - это таргетированная реклама. Ваши друзья - люди, ведущие схожий образ жизни, если они любят джинсы Levi's, скорее всего, они понравятся и вам - поэтому тартегированной рекламы вам в ленту. Сразу видно, что искусственный интеллект в данном случае не означает создания гениального робота, который стремится к миру во всем мире, устранению парникового эффекта и спасению вымирающих видов животных. Вовсе нет. Сегодня искусственный интеллект - это стандартные методики машинного обучения, но на огромных массивах персональных данных. И практика показывает, что чем больше данных сервисы используют для обучения своих моделей, тем более точными становятся их предсказания. Получается, что отправной точкой для искусственного интеллекта служат именно данные, а не социальные закономерности. Так что любая ошибка в данных может привести к существенным смещениям результатов и к принятию неверного решения. К примеру, многие используют Фейсбук для профессионального позиционирования, и с большой долей вероятности таким Ромео алгоритм по подбору партнеров будет предлагать вероятных партнеров по бизнесу, но не вторых половинок. Хотя, и от новых бизнес-партнеров тоже может быть толк.

Подводя итог, еще раз хотим обратить внимание на планомерное "отчуждение принятия решений". Обладая мощным предсказательным потенциалом, искусственный интеллект становится все более востребован в процессе принятия решений. Инструменты искусственного интеллекта используются в продажах, рекрутинге, юриспруденции, банковской деятельности, и, согласно одному из недавних номеров журнала The Economist, в будущем будут использоваться в еще большем количестве сфер. Мы не можем отрицать высоких перспектив машин, но все же это наша жизнь, принимать в ней решения и нести за них ответственность выпало на нашу долю. Не забывайте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий