среда, 23 марта 2016 г.

Сплетни в организациях, мультисети и советское научное кино

Что интересного в организациях?
Сетевой анализ, несомненно, очень популярен при изучении организаций, потому что они будто и созданы специально для этого. Как правило, этим занимаются исследователи из сферы менеджемента, но также встречаются и социологи, экономисты, антропологи.
Часто эти исследователи интересуются тем, как устроены неформальные сети в организации, к примеру, сети дружбы, помощи, доверия. Какие сетевые сообщества выстраиваются на основе этих неформальных сетей и как они коррелируют с формальными организационными структурами? Какое место в сети занимают определенные сотрудники, кто звезда, брокер, а кто — изолят? Как происходит передача информации по неформальным сетям? Это основные вопросы для исследователей из этой области. Однако ключевой вопрос, конечно, - это как сделать работу в организациях более продуктивной и комфортной.

Сплетни и слухи в организациях
Одна из работ про сети в организациях, которая нам кажется любопытной, — это работа Леи Эллвардт, Кристиана Штиглиха и Рафаэля Виттека «Коэволюция сплетен и дружбы в социальных сетях на работе». В ней изучаются мультисети, которые в последнее время стали «горячей темой». К примеру, совсем недавно вышел специальный номер про мультисети в Social Networks.
Мультисети — это несколько типов взаимоотношений между одними и теми же акторами, которые происходят одновременно. Изменение в одной взаимозависимой сети может вызвать изменение в другой взаимозависимой сети, и наоборот. Изучение таких сетей достаточно сложно, потому что в них всё связано со всем. Сами Эллвардт и ее коллеги пишут, что их работа — первая, в которой мультисети изучаются в динамике.
Сплетни — достаточно двоякое явление. С одной стороны, пересказ сплетен какому-либо человеку — это демонстрация того, что мы этому человеку доверяем. С другой стороны, излишняя склонность к ним может привести к потере дружеских связей. В целом, сплетни активно включены в любые дружеские связи, однако Эллвардт с коллегами пишут, что в организациях этот вопрос пока недостаточно изучен, хотя важен для понимания того, как переходят потоки информации и формируется коллаборация.

"Мы не сплетничаем, мы завязываем связи". Источник изображения

         Чтобы разобраться в этом, они изучают взаимосвязь и развитие сетей дружбы и сплетен в одной голландской некоммерческой организации. Это компания достаточно мала по количеству сотрудников, что как раз хорошо для того, чтобы между людьми были плотные связи и большинство из них знали друг друга. В течение года они проводили опрос 3 раза, в каждой из волн приняли участие около 30 сотрудников.
Исследователи избегали называть сплетни «сплетнями», потому что было показано, что это слово имеет негативные коннотации и респонденты склонны врать при такой формулировке. Поэтому они спрашивали про такое поведение более абстрактно: участвовали ли сотрудники в неформальном оценочном обсуждении коллег и если да, то с кем из коллег.

Изображение из работы Ellwardt et al (2012): сети сплетен и дружеских связей в организации и их развитие во времени.

        Для анализа Эллвардт и ее коллеги использовали акторно-ориентированные модели, про которые мы уже писали в посте про Гарри Поттера. Какие же были результаты?
1. Сотрудники не склонны сплетничать с людьми, которых они уже считают своими друзьями. Видимо, услышать сплетню от близкого друга — это задуматься о том, не сплетничает ли друг и о нас?
2. Сплетничающие коллеги склонны со временем становиться друзьями. Скорее всего, передача информации служит каналом для установления более крепких связей.
3. Люди, которые активны в распространении сплетен, становятся со временем менее популярными в дружеской сети. Опять же, сплетничающие люди выглядят опасными и не все отважатся с ними дружить.
Какой основной вывод этой работы? Сплетни — триггер к возникновению дружбы.

Немного старины
Сплетни и сопутствующие скандалы-интриги-расследования заметно бодрят, но иногда хочется отойти от тревог и окунуться в старину. Не так давно мы заинтересовались старыми научно-популярными фильмами. Все началось с сайта «Медицинские фильмы в сети», где выложены старые западные киноленты о самом разном (например, фильм 1918 года о пластической хирургии или 1930-х — о симптомах шизофрении). По ходу дела вспомнили про один из позднесоветских фильмов, который, в сущности, про сети в организациях. Это фильм 1976 года и называется он «Управление проектами в СССР».


Из фильма мы узнаем про СПУ — это «сетевое планирование и управление», которое применяется в строительстве, на производстве и в научно-исследовательских лабораториях. В основе этой техники лежит сетевая модель управления процессами, в которой узлы обозначают события, а связи — процесс работы. Вся сеть — это весь процесс производства.
Фильм интересен тем, что в нем достаточно просто объясняются некоторые базовые понятия сетевого анализа. Например, подробно рассматриваются расстояния в сети, мы узнаем про замкнутые на себе и тупиковые события, вероятностные сети. В фильме подробно разбирается производство ротора турбины. Звучит серьезно, но диктор настолько плавно и убаюкивающее рассказывает про этот ротор под спокойную музыку, что весь процесс кажется удивительным чудом, построенным на хитроумном сплетении узлов и связей.

Идеальный объект
В целом, организации — идеальный объект для тех, кому интересен сетевой подход. Здесь мы можем изучать и взаимоотношения между людьми, и процессы в организациях, и коллаборации между организациями. Простор для исследований велик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий