В этом
посте, в отличие от других постов, не будем пересказывать работы социологов или
экономистов, а расскажем о том, как сами художники,
кураторы и критики осмысляли роль социального влияния и социальных связей в
искусстве. Скорее, покажем.
Рождение модернизма
Все началось с Альфреда Барра, первого директора Музея современного искусства в Нью-Йорке, который в 1930-х попробовал нарисовать схему развития модернизма. В архиве Музея современного искусства хранится несколько версий этой схемы и впоследствии стала известной та, которая появилась на обложке его
книги «Кубизм и абстрактное искусство» (1936).
Обложка книги А. Барра "Кубизм и абстрактное искусство" (1936). Красным цветом были обозначены влияния, внешние миру искусства. |
Деревья искусства
Визуализация в виде деревьев намного
более популярна и понятна по сравнению с сетевой визуализацией. Ниже представлены рисунки таких деревьев искусства. На первом видим отцов-основателей в корне дерева, течения-ветви и художников-листья. На втором также художники - это листья, ветви - течения, но есть отростки, которые представляют национальные художественные школы.
Miguel
Covarrubias. The Tree of modern Art – Planted 60 Years Ago, in Vanity
Fair, vol. 40, no.3, May 1933, p.36 |
Nathaniel Pousette-Dart. A Tree Chart of Contemporary American Art, in Art and Artistes of Today, vol.1, no.6, June-July 1938, p.2 |
Подробнее об этих деревьях и о
том, как они пересекаются со схемой Барра, можно почитать здесь.
Флюксус
Художники
флюксуса не могли не сделать работ в виде схем о себе, ниже представлены две. На первой показана схема развития этого движения и влияния различных персонажей и течений на становление флюксуса. На второй мы видим примерно то же самое, только больше событий и персонажей, которые, казалось бы, не могли повлиять на становление художественного движения.
Expanded Arts Diagram. По ссылке можно посмотреть более крупную версию изображения |
Diagram of Historical Development of Fluxus and Other 4 Dimensional, Aural, Optic, Olfactory, Epithelial and Tactile Art Forms. По ссылке можно посмотреть более крупную версию изображения |
Inventing Abstraction
С сетями в современном понимании можно познакомиться (и потрогать) на сайте выставки Inventing Abstraction, которая прошла в 2012-2013 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Ссылаясь на схему А.
Барра, кураторы совместно с исследователями из Колумбийского университета разработали интерактивную сеть связей и влияния между различными художниками
того времени. Так, они выяснили, что Кандинский в
этой сети занимает важную позицию посредника, связывая множество не связанных между собой групп.
Сеть связей между художниками-абстракционистами. Проект Inventing Abstraction |
East Art Map
Любопытный
художественный и сетевой проект, в котором мог поучаствовать каждый — это East Art Map группы Irwin. В этом проекте
описывается сеть взаимоотношений между художниками, художественными событиями и проектами Западной
Европы после 1945 года. Изначально было выбраны эксперты (критики,
художники и кураторы), которые отобрали наиболее значимые, по их мнению,
события и персоны. На сайте проекта пишут, что каждый мог принять участие
в этом совместном картировании, выбрав по 10 наиболее важных художников или проектов из каждой
западноевропейской страны.
East Art Map группы Irwin в экспозиции. Источник фото |
Сеть East Art Map группы Irwin |
Кто кого хранит
И последний
любопытный проект — это исследование Насти Рябовой Artists' Private Collections, в котором она задавалась
вопросом, чьи работы коллекционируют сами художники. На финальной инсталляции
она показывает как фотографии самих коллекционируемые работы, так и проводит связи между
ними. Связь обозначает появление художника в коллекции другого
художника.
А. Рябова. Artists' Private Collections. Источник |
Комментариев нет:
Отправить комментарий