четверг, 10 декабря 2015 г.

Сети в искусстве: корни, ветви, листья

В этом посте, в отличие от других постов, не будем пересказывать работы социологов или экономистов, а расскажем о том, как сами художники, кураторы и критики осмысляли роль социального влияния и социальных связей в искусстве. Скорее, покажем.

Рождение модернизма
Все началось с Альфреда Барра, первого директора Музея современного искусства в Нью-Йорке, который в 1930-х попробовал нарисовать схему развития модернизма. В архиве Музея современного искусства хранится несколько версий этой схемы и впоследствии стала известной та, которая появилась на обложке его книги «Кубизм и абстрактное искусство» (1936).

Обложка книги А. Барра "Кубизм и абстрактное искусство" (1936). Красным цветом были обозначены влияния, внешние миру искусства.

Деревья искусства
Визуализация в виде деревьев намного более популярна и понятна по сравнению с сетевой визуализацией. Ниже представлены рисунки таких деревьев искусства. На первом видим отцов-основателей в корне дерева, течения-ветви и художников-листья. На втором также художники - это листья, ветви - течения, но есть отростки, которые представляют национальные художественные школы.

Miguel Covarrubias. The Tree of modern Art – Planted 60 Years Ago, in Vanity Fair, vol. 40, no.3, May 1933, p.36
Nathaniel Pousette-Dart. A Tree Chart of Contemporary American Art, in Art and Artistes of Today, vol.1, no.6, June-July 1938, p.2 
Подробнее об этих деревьях и о том, как они пересекаются со схемой Барра, можно почитать здесь.

Флюксус
Художники флюксуса не могли не сделать работ в виде схем о себе, ниже представлены две. На первой показана схема развития этого движения и влияния различных персонажей и течений на становление флюксуса. На второй мы видим примерно то же самое, только больше событий и персонажей, которые, казалось бы, не могли повлиять на становление художественного движения.

Expanded Arts Diagram. По ссылке  можно посмотреть более крупную версию изображения

Diagram of Historical Development of Fluxus and Other 4 Dimensional, Aural, Optic, Olfactory, Epithelial and Tactile Art Forms. По ссылке можно посмотреть более крупную версию изображения


Inventing Abstraction
С сетями в современном понимании можно познакомиться (и потрогать) на сайте выставки Inventing Abstraction, которая прошла в 2012-2013 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Ссылаясь на схему А. Барра, кураторы совместно с исследователями из Колумбийского университета разработали интерактивную сеть связей и влияния между различными художниками того времени. Так, они выяснили, что Кандинский в этой сети занимает важную позицию посредника, связывая множество не связанных между собой групп.

Сеть связей между художниками-абстракционистами. Проект Inventing Abstraction

East Art Map
Любопытный художественный и сетевой проект, в котором мог поучаствовать каждый — это East Art Map группы Irwin. В этом проекте описывается сеть взаимоотношений между художниками, художественными событиями и проектами Западной Европы после 1945 года. Изначально было выбраны эксперты (критики, художники и кураторы), которые отобрали наиболее значимые, по их мнению, события и персоны. На сайте проекта пишут, что каждый мог принять участие в этом совместном картировании, выбрав по 10 наиболее важных художников или проектов из каждой западноевропейской страны.

East Art Map группы Irwin в экспозиции. Источник фото
Сеть East Art Map группы Irwin

Кто кого хранит
И последний любопытный проект — это исследование Насти Рябовой Artists' Private Collections, в котором она задавалась вопросом, чьи работы коллекционируют сами художники. На финальной инсталляции она показывает как фотографии самих коллекционируемые работы, так и проводит связи между ними. Связь обозначает появление художника в коллекции другого художника.

А. Рябова. Artists' Private Collections. Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий